Консультация по вопросам зрения

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшими в концепции модернизации российского образования. Это задекларировано в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» говориться, о необходимости организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (от 17.10 13 № 1155) говорится, что одной из задач, на решение которой направлен стандарт, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Дошкольный возраст – это особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма. Здоровье детей в образовательном процессе является главной и непреложной ценностью. В условиях ДОУ должен иметь место термин «безопасное образование» — вырабатываться и внедряться система здоровьесбережения в образовательной среде ДОУ.

Зрение у детей играет важную роль в дальнейшем развитии личности. Качественное восприятие окружающего мира оказывает влияние одновременно и на правильное развитие зрения у ребенка, и на формирование гармоничной личности. Именно поэтому болезни глаз у детей – не только медицинская, но и социально-психологическая проблема.

В последние годы офтальмологи неустанно призывают обратить пристальное внимание на проблемы зрения у детей. Как показывают исследования, такие заболевания как спазм аккомодации, частичная атрофия зрительного нерва, косоглазие, близорукость и другое – это последствия высоких зрительных нагрузок в сочетании с малоподвижным образом жизни и ослабленным здоровьем. Особую тревогу вызывают факты, указывающие на продолжающийся рост тех форм патологии, возникновение которых связывается с учебным процессом. 

По статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из двадцати детей дошкольного возраста. Причин для возникновения подобных проблем множество. Среди них и генетическая предрасположенность, и низкий уровень гемоглобина, и частые стрессы в детском возрасте, и неправильная организация режима дня. Влияет на состояние зрения ребенка и его увлечение компьютерными играми (как альтернатива — игры, установленные на мобильном телефоне), длительные просмотры телевизора (более 30-40 минут в день), рисование и чтение при плохом освещении. Все эти факторы со временем крайне негативно отражаются на способности ребенка хорошо и далеко видеть, на общей остроте зрения. Более того, нарушение правил зрительной «гигиены» может даже спровоцировать весьма серьезные последствия, такие как затуманенное зрение, косоглазие, близорукость, дефокусировка, конъюнктивит, слабое ночное зрение. Любого из этих неприятных диагнозов можно избежать с помощью необходимой профилактики и строгого контроля времяпровождения ребенка. Очень часто ошибочно считают, что заниматься профилактикой зрительного перенапряжения надо в школьном возрасте, так как в школе большие нагрузки и дети много пишут и читают, а в дошкольном возрасте эта проблема не очень актуальна. Но, учитывая то, что формирование зрительного анализатора наиболее интенсивно проходит в первые месяцы и годы жизни и к 7 годам уже заканчивается и, что самый критический период (с точки зрения развития зрительных отклонений) с рождения до 13 лет. Зная это, имеем ли мы право, упускать такое важный период в жизни детей, как дошкольный.

Среди учащихся, поступающих в 1 класс, от 15% до 20% детей имеют остроту зрения ниже 1,0 (правда, чаще вследствие дальнозоркости). Совершенно очевидно, что нарушение остроты зрения, у этих детей приобретено не в школе, а появилось уже в дошкольном возрасте.

Уместно в данном случае также отметить повсеместное увлечение родителей ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста, когда еще не сформировавшийся глаз подвергается значительной нагрузке, что приводит к перегрузке органа зрения, истощению его резервных возможностей и в конечном итоге к расстройствам и заболеваниям глаз.

Поэтому необходимо самое пристальное внимание к зрению детей и максимальное расширение профилактических мероприятий. Начинать их следует с дошкольного возраста, когда ещё можно способствовать правильному возрастному развитию зрения. Необходимо прививать у ребенка культуру охраны зрения. Учить его с самого младшего возраста беречь свои глаза. Знать, что вредно и полезно для глаз.

Охрана зрения дошкольников требует от работников образовательных учреждений, поиска путей решения этой актуальной проблемы. От педагогов требуется знание и соблюдение норм и требований к организации учебного и воспитательного процесса, знание технологий укрепления и сохранения зрения.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим, прогрессирование нарушения зрения относятся:

— соблюдение санитарно – гигиенических условий обучения;

— использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

— чередование занятий детей с отдыхом;

— проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

— контроль за правильной позой детей во время занятий; -организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе; -активное гармоничное физическое развитие детей;

— организация рационального питания и витаминизация; -исключение зрительных нагрузок за пол часа до сна.

Основной целью данных методических рекомендаций является познакомить педагогов с видами наиболее часто встречающейся зрительной патологии, санитарными правилами и нормами организации воспитательного и образовательного процесса, технологиями укрепления и сохранения зрения.

 

 

Технологии укрепления, сохранения и восстановления зрения

 

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование индивида. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте.

Актуальность проблемы ставит задачу научить ребенка беречь глаза, понять уже в дошкольном возрасте значимость зрения для жизни человека.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий: коррекционных, общеобразовательных, по физической культуре в форме физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз. 

Система работы по формированию осознанного отношения к зрительной работе помогает предотвратить развитие зрительной патологии в дошкольном возрасте или сохранить и улучшить зрительные функции у детей с уже имеющейся зрительной патологией (амблиопией и косоглазием, миопия и т.д.).

Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть.

Задача педагога воспитать полезную привычку чередовать зрительную работу с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.  К здоровьесберегающим технологиям по охране зрения относятся: зрительные тренажеры, гимнастики для глаз, массаж глаз.

 Использование специальных тренажеров

Очень важным является наличие в дошкольном учреждении (групповые комнаты, кабинеты специалистов) условий для расширения зрительно – пространственной активности детей. В данном пособии предлагается три, наиболее легких в использовании и в изготовлении, варианта зрительных тренажеров.

  1. Зрительно – моторный тренажер В. Ф. Базарного. Упражнение с помощь траекторий на плакате.

рис.1

 

Для выполнения этого упражнения используется плакат размером 1кв.м., на котором изображена схема зрительно – двигательных траектории (рис 1). Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указанно направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка. Плакат располагается выше уровня глаз.

Методика выполнения упражнения:

  1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии не менее 2х метров от плаката (в зависимости от условий, можно с рабочих мест)
  2. Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок упражнение (следить за движением глазками, не поворачивая головы)
  3. Исходное положение – указка направлена на центр плаката
  4. Выполняется в следующем порядке: влево – вправо; вверх – вниз; по часовой стрелке и против часовой стрелки; по восьмерке
  5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5
  6. Продолжительность выполнения 1 минута.

Тренажер можно изготовить самостоятельно либо, приобрести наглядное пособие готовое.

Для детей дошкольного возраста, чтобы придать игровой характер упражнению, можно расположить на пересечении линий картинки, цифры, буквы. Еще один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности – использование разного рода траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль) или причудливо перекрещенные линии разных цветов толщиной 1 см. Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.

Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить подвижные тренажеры мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.

  1. Следующий прием расширения зрительно-пространственной активности — работа с расположенными на стенах групповых комнат, кабинетов карточками – тренажер «Зрительные метки». На карточках могут быть изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т.д. (размер изображенных предметов от 1 до 3 см.). По просьбе педагога дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук; составляют из слов, написанных на карточках, предложения и т.д.

Предлагаем еще один вариант использования «зрительных меток». В четырёх углах помещения фиксируются сюжетные картинки. Это могут быть картинки из народных сказок, былин, пейзажи. Вместе картинки составляют комплекс. Под каждой картинкой помещается одна из цифр: 1-2-3-4. Все дети принимают положение свободного состояния. По команде педагога 1-2-3-4 начинают фиксировать взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счёта меняется:4-3-2-1-;1-3; 4-2 и т.д. При этом дети совершают синхронное движение глазами, головой, туловищем. Дети должны увидеть все четыре сюжета и ответить на вопрос педагога. Продолжительность тренажа 1,5 минуты. Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.

  1. Тренажер «Метка на стекле». На оконном стекле, на уровне глаз детей (на окне можно расположит несколько меток на разном уроне) укрепите или нарисуйте круглую метку диаметром 3-5 мм, желательно черного цвета. Вдали на линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-нибудь постоянный предмет для фиксации взора (дом, дерево и т.д.). Методика выполнения: детям предлагается встать на расстоянии 30-35 см. от окна и смотреть, не снимая очков (если они есть), обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. Первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

Данное упражнение для детей дошкольного возраста можно видоизменять, наклеивая на стекло предметные картинки. Например: «Посмотри, на стекло села бабочка! Рассмотри ее», или «Какой красивый цветок расцвел! Давай им полюбуемся!». Придание эмоциональной окраски упражнению снимает напряжение, повышает интерес к выполнению действия.

                             Зрительная гимнастика

Зрительная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на снятия напряжения с глаз. Даже при небольшой ее продолжительности (1мин.), но регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается смена зрительных нагрузок. Происходит периодическое переключение зрения с ближнего расстояния на дальнее, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется.

При проведении зрительных гимнастик педагог должен учитывать следующие требования: физиологически обоснованным временем для проведения, как физкультминутки, так и зрительной гимнастики, является середина занятия или после выполнения задания, при котором требуется высокая зрительная нагрузка (письмо, рисование, чтение); зрительная гимнастика может проводиться отдельно, либо в комплексе, с упражнениями для снятия общего утомления; длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 мин.

Проводить зрительную гимнастику рекомендуется дифференцированно, в зависимости от возраста детей. Для детей младшего и среднего возраста подбирают не сложные в выполнении упражнения, упражнения, которые сопровождаются стихами или привносят игровой момент в упражнения. Для детей старшего возраста, упражнения могут усложняться. Трудные упражнения для понимания и выполнения следует исключить, некоторые переработать применительно к детям дошкольного возраста. Для повышения эффективности данных упражнений важно не только научить детей их выполнять, но и необходимо объяснить, насколько важно сохранить зрение или улучшить его.

 

Гимнастика для глаз по методике Э.С. Аветисова

Этот комплекс предложен профессором-офтальмологом Э.С. Аветисовом, кандидатом медицинских наук, специалистом по спортивной медицине Е.И. Ливадо и кандидатом педагогических наук Ю.И. Курпан.

1 вариант

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо — вверх, затем влево — вниз и обратно. После этого переводите взгляд по другой диагонали — влево — вверх, вправо — вниз и обратно; и так -8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации) в этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз.

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Упражнение 4. Его называют «Метка на стекле».

2 вариант (сокращенный) Эта экспресс – гимнастика не займет много времени, но позволит снять зрительное напряжение.

  1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, затем открыть их. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, расслабляет мышцы глаз и улучшает их кровоснабжение.
  2. Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшает кровообращение мышц глаз.
  3. Закрыть глаза и массировать веки подушечками пальцев рук, плавными, без нажатия круговыми движениями в течение 30 секунд.

Приведенные выше упражнения являются базовыми, изучение их с детьми и применение их во время школьных занятий является обязательным.

Упражнение «Пальминг» (от англ.  «palm» — ладони) 

Это упражнение считается универсальным, так как помогает снимать ни только зрительное, но и общее эмоциональное напряжение.

Методика выполнения:

  1. ладони рук растираем, друг о друга, пока не станут горячими;
  2. сложить ладони крест на крест;
  3. локти поставить на стол и закрыть ладонями глаза;
  4. предложить детям представить, что – то приятное или рассказать им, так чтобы они представили (о хорошей погоде за окном, о пляже или катании с горки зимой и т.д.);
  5. открыть глаза.

 

Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения — сосредоточение взора на предмете, перевод взора с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Вот некоторые из них:

 

  1. Глаза вправо отведу,

На соседа посмотрю.

Повернусь теперь я прямо

И закрою их руками.

 

  1. Взгляд налево отведу —

Шарик красный я найду.

Теперь вправо посмотрю —

Глазами шарик поищу.

 

  1. Подниму глаза я кверху,

Отыщу цветную ленту,

Потом снова опущу

И на метку посмотрю.

 

  1. Раз — налево, два — направо,

Три — наверх, четыре — вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

 

5.Девочки и мальчики

Колпачки на пальчики

Ловко надевают.

Колпачки играют —

Глаза их догоняют.

 

  1. Если б все на свете было одинакового цвета

Вас бы это рассердило или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белый (ищут белый круг на столе или на стене).

Желтый (ищут желтый), синий (ищут синий),

красный (ищут красный).

Пусть все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

 

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

При подборе зрительных гимнастик под стихотворные тексты к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

  • важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;
  • преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;
  • текст, произносится учителем или воспроизводится в записи, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Упражнения для глаз должны предусматривать движение глазного яблока по всем направлениям.

 

Существуют оптико-двигательные упражнения для снятия общего утомления и восстановления зрительных функций:

При этих упражнениях:

— регулируется дыхание;

— повышается гибкость позвоночника;

— снимается напряжение с мышц шеи и плечевого пояса;

— вырабатывается правильная осанка;

— снимается мышечное и психологическое напряжение.

Раскачивание (2 – 3 минуты).

Снимите очки, встаньте прямо, ноги на шири не плеч. Руки и плечи расслабьте и опустите вниз. Голову держите прямо, не напрягая мышцы шеи и затылка. Переносите вес тела то на одну, то на другую ногу. Плавно и ритмично раскачивайтесь из стороны в сторону подобно маятнику. Открытые глаза следят за перемещающимися при ваших движениях предметами. При выполнении упражнения чаще моргайте и позевывайте. Дыхание глубокое и свободное.

Повороты (2 – 3 минуты).

Снимите очки. Исходное положение такое, как при раскачивании. Отводя слегка приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову. Сделав поворот, не опуская головы, посмотрите назад. При этом повышается подвижность и гибкость позвоночника. Когда туловище поворачивается вправо, правая нога полностью прижата к полу, а пятка левой ноги слегка отрывается от пола. При повороте влево — наоборот. Дышите глубоко, чаще моргайте и позевывайте.

 Массаж

 

Самомассаж биологически активных точек головы и лица

Прежде, чем производить массаж глаз, необходимо провести массаж головы и лица. Массаж производится в положении сидя. Перед процедурой кончиком указательного пальца нащупайте данные точки, в них вы можете ощутить болезненность, чувство ломоты или распирания. В точках, расположенных вблизи глаза, добиваться сильных болевых ощущений не следует.

Массируйте одновременно каждую точку по часовой стрелке и против нее кончиками указательных и больших пальцев. Движение пальца вращательное или слегка вибрирующее. Давление должно быть умеренным, с легким нарастанием и последующим расслаблением.

Обращаем ваше внимание на то, что перед массажем лица и глаз лицо и руки ребенка  должны быть вымыты с мылом!

Общая процедура включает в себя последовательный массаж следующих точек.

Вариант 1

Точка №1 находится на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья. Время массажа 2-3 минуты.

Точка №2 находится на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью. Время массажа 2-3 минуты.

Точка №3 находится на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза. Время массажа 1 минута.

Точка №4 находится на нижнем крае глазницы, на уровне зрачка. Время массажа 1 минута.

Точка №5 находится на расстоянии 0,5 см от наружного края глаза. Время массажа 1 минута.

Точка №6 находится на расстоянии 0,5 см от  наружного конца брови в углублении. Время массажа 1 минута.

Точечный массаж можно проводить 2-3 раза в день в плановом порядке, а так же при возникновении зрительных жалоб. Общая продолжительность курса 2-3 недели, после чего делают перерыв 7-10 дней и повторяют массаж.

Вариант 2

Техника, периодичность и продолжительность курса массажа  аналогичны предыдущему варианту. Процедура включает в себя последовательный массаж следующих точек.

Точка №1 так же как в первом варианте.

Точка №7 находится между первым и вторым шейными позвонками на границе волосистой части головы, во впадине у наружного края трапециевидной мышцы. Время массажа 1,5 минуты.

Точка №8 находится в центре мочки уха. Время массажа 1,5 минуты.

Точка №9 находится на середине брови. Время массажа 1 минута.

Точка №10 находится у основания верхнего внутреннего края брови. Время массажа 1 минута.

Точка №11 находится в центре надпереносья в углублении, прощупываемом между бровями. Время массажа 1 минута.

Точка №12 находится на расстоянии 2 см ниже середины нижнего края глазницы. Время массажа 1,5 минуты.

Точка №13 находится на тыльной стороне кисти, в углу, образованном наружными концами 1- и2-пястных костей, в ямке вблизи от 2-пястной кости. Время массажа 1,5 минуты.

Применение массажа возможно во время проведения зрительных гимнастик или отдельно, либо в полном объеме, либо используя отдельные элементы массажа.

Рекомендуется делать массаж состоящих из представленного ниже комплекса упражнений или из нескольких выбранных вами упражнений:

  1. Тремя пальцами круговыми движениями массировать лоб от переносицы к вискам. Перед массажем и после него — поглаживание лба (2—3 раза).
  2. Тремя пальцами надавливать на брови, продвигая пальцы от переносицы – к вискам (3 – 5 раз).
  3. Большими и указательными пальцами захватить брови и, слегка оттянув, сжать между пальцами и отпустить. Начинать щипковые движения около переносицы, продвигаясь к вискам (3—5 раз).
  4. Помассировать виски круговыми движения двумя пальцами (указательным и средним) в, одну и другую стороны по 9 раз.
  5. Надавливая тремя пальцами на верхний край скулы, пройти по нему от переносицы к вискам (3—5 раз).
  6. То же самое по нижнему краю скулы от висков к переносице (3—5 раз). Не надавливать на глазные яблоки!
  7. Средними пальцами надавить на боковые поверхности скулы (5—6 раз).
  8. Круговыми движениями помассировать точки у внутреннего края глаз около переносицы по 7 раз в обе стороны.
  9. Тремя пальцами массировать козелки обоих ушей по 9 раз в одну и другую сторону.
  10. Сложить указательный и средний пальцы «вилкой» и хорошо растереть ими кожу спереди и за ушами.
  11. Тщательно размять мочки ушей большим и указательным пальцами, размять края ушных раковин снизу доверху.

Самомассаж головы. Произвести поглаживание раскрытыми ладонями ото лба к затылку (10 – 15 раз).

Упражнение «Прищепочки»

Большими и указательными пальцами обоих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

Упражнение «Третий глаз»

Мы начнем сейчас тренаж:

«Делай сам себе массаж».

Пальчик ставим между глаз

И вращаем влево,

Повторяем еще раз

Все движения смело.

В другую сторону сейчас

Вращаем пальчик еще раз.

 

Массаж глаз

Проводится с целью улучшения кровообращения глазного яблока и его придатков. Эти упражнения позволяют сделать мышцы глаза мягкими и гибкими.

1 вариант:

И. п. – сидя. Закрыть глаза и массировать их круговыми движениями пальцев 1-2 минуты.

И. п. – сидя. Тремя пальцами каждой руки легко нажимать на верхние веки в течении 1-2 секунд, затем снять пальцы с век. Повторить 5 раз.

И. п. – сидя. Крепко зажмурить глаза в течении 3-5 секунд, затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 7-8 раз.

2 вариант:

— Массировать веки, мягко поглаживая их указательным и средним пальцами в направлении от носа к виску

 — Глаза закрыть и переводить подушечками пальцев от висков к переносице.

 

 Просмотр телевизионных передач и диафильмов

Непрерывная длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах — не более 20 мин., в старшей и подготовительной — не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть.

Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей.

При просмотре телевизионных передач важно создать благоприятные для глаз условия освещения. Просмотр телепередач в полной темноте недопустим, так как при большой разнице яркостей в поле зрения между освещенным экраном и темнотой окружающего фона все время происходит переадаптация глаз, что ведет к чрезмерному утомлению глаз. В солнечный день при просмотре телепередач следует закрывать окна (жалюзи, легкие светлые шторы). При интенсивных телепередачах дети могут смотреть на экран, не отрывая взора от него длительное время, необходимо внушать детям, что фиксировать длительное время взгляд на экране недопустимо. Следует время от времени менять направление взора (взгляда) – это дает глазам отдых.

Powered by Техно-плюс.